8
(496)617-29-80
140480, Московская область, Коломенский район,с. Чанки
как добраться?

Роль музыки в речевом развитии дошкольников


Главная » Педагогическая копилка » для родителей » Консультации

Автор: Воробьева Елена Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Квалификационная категория: без категории

        Роль музыки в речевом развитии дошкольников.



В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Голос передает эмоциональное состояние человека, с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. Именно поэтому сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей особенно эффективно. Виды музыкальной деятельности, наиболее эффективно воздействующие на развитие речи детей



Валеологические песенки-распевки



С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные добрые, с элементами юмора, тексты «Мы проснулись очень рано», «Ладошки просыпайтесь» в сочетании с элементами логоритмики на основе мелодий мажорного звучания, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.



Артикуляционная гимнастика



Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органами артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка и укрепление мышц речевого аппарата. Упражнения носят исключительно игровой характер и выполняются детьми с удовольствием. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.



Дыхательная гимнастика



- так же является важной составляющей речевого развития детей. Дыхательная гимнастика, предполагая свободное носовое дыхание, нормализует работу органов дыхания, голосового и артикуляционного аппарата. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и спокойно рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Неправильное либо ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать и пропевать фразы, правильно строить предложения.



Воздействие дыхательных методик А. Стрельниковой , Э. Чарели , дыхательные техники йоги оказывают ярко выраженное лечебное воздействие:




  • Положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочные ткани;

  • Способствуют восстановлению центральной нервной системы;

  • Улучшают дренажную функцию бронхов;

  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

  • Исправляют полученные в результате заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника.



Дети с огромным удовольствием выполняют упражнения «Ежик», «Сова», «Ветер» и с радостью продемонстрируют их вам. Пение Пение, как таковое, является глубоко физиологичным и благотворным процессом, во время которого в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков, массировать внутренние органы и ткани, развивает и укрепляет дыхательную систему. Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. По мнению пульмонологов, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию. При пении укрепляется и речевой аппарат, у детей формируется правильная артикуляция и дикция. При пении у детей формируется правильная осанка, укрепляется позвоночник, ведь основой пения является правильная постановка корпуса.



Пение благотворно влияет на физическое состояние организма ребенка в целом. Преимущества певческой деятельности в развития речи:




  • Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

  • Пение требует более четкой артикуляции со стороны, как педагога, так и детей.

  • Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

  • Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

  • Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

  • Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

  • Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

  • Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга.



Музыкально - речевые игры



В основу данных игр заложены традиции детского фольклора. Использование таких игр на музыкальных занятиях позволяют детям укрепить голосовой аппарат, эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует и участвует в совместном творчестве. Попросите детей показать вам игры «Сидит ворон на дубу», «Сороконожка», «И шел козел по мостику», поиграйте вместе с ними.




  • Откройте для себя мир детства и не теряйте с ним связь!

  • Не упустите эти драгоценные минуты сотворчества с вашими детьми, возможно именно они станут началом ваших доверительных взаимоотношений и искренней дружбы в дальнейшем!



До встречи, Воробьева Елена Анатольевна,



музыкальный руководитель



ДОУ детский сад № 14 «Тополёк»

Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0